Какие документы требуются, чтобы зарегистрироваться как ИП

Поделиться:

Чтобы физическое лицо смогло зарегистрироваться как ИП, для этого нужно обратиться в отделение Федеральной налоговой службы Российской Федерации по месту своей регистрации (официальной) и предоставить определенный пакет документов по нижепредставленному списку. Регистрацией является адрес, указанный в паспорте. Также это может быть адрес из свидетельства о временной регистрации. В той ситуации, если гражданин живет в одном городе, а регистрация у него официально в другом, то нужно ехать в том, где он официально зарегистрирован, и подавать документы в ФНС там.

Кстати, документы можно не обязательно везти лично, но и отправить через Почту России ценным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае нужно будет заранее заверить копии всех документов в нотариальной конторе копии всех своих предоставляемых по списку документов, а также правильно заполненное заявление о регистрации физического лица в качестве ИП с личной подписью.

Список документов для регистрации в качестве ИП

Ниже рассмотрим подробнее по списку те документы, которые понадобятся физлицу для того, чтобы успешно зарегистрироваться в отделении налоговой службы как ИП на территории РФ:

  • Заявление о госрегистрации (унифицированная форма под номером Р21001, по этому номеру бланк документа можно легко найти в интернете) – для того, чтобы правильно его заполнить, вам нужно предварительно определить свои коды ОКВЭД, то есть те виды хозяйственно-экономической деятельности, которыми вы планируете заниматься в качестве индивидуального предпринимателя, то есть то, ради чего вы и желаете легализации и получения законного дохода. В своем заявлении вы можете указать порядка двух десятков различных кодов будущей деятельности, но один из них нужно выбрать основным (его указываете первым). Заявление о регистрации в качестве ИП вы можете напечатать на принтере или же заполнить ручкой печатными буквами. Исправления делать нельзя. Нужно обязательно заполнить его листы А- Б, Г (либо Д) и Ж. Самый простой способ сделать заявление на компьютере – это воспользоваться бесплатной программой под названием «Налогоплательщик ЮЛ». Это приложение можно скачать с официальной страницы налоговой службы (выбираете последнюю версию) либо попросить в налоговой своего города, чтобы вам скинули ее на флешку или записали на диск. Не ставьте свою подпись на заполненном заявлении заранее дома, вам нужно будет сделать это в личном присутствии при инспекторе налоговой службы, когда будете подавать ему пакет документов.
  • Копия общегражданского паспорта РФ – предварительно необходимо сделать его копии всех его страниц и заверить их у нотариуса. Для налоговой нужно предоставить оригинал и данную копию.
  • Квитанция об уплате госпошлины – бланк данной квитанции и образец заполнения можно найти в ближайшем отделении Сбербанка или же скачать с интернет-страницы ФНС РФ, а реквизиты именно вашей налоговой службы нужно взять в налоговой, где собираетесь регистрироваться либо найти через интернет. Стоимость государственной пошлины для регистрации ИП составляет 800 рублей. Оплаченная квитанция является действительной в течение всего 5 дней, поэтому не стоит тянуть с подачей собранных и подготовленных документов в налоговую для регистрации.
  • Копия ИНН (также оригинал).
  • Если вы планируете использовать упрощенную налоговую систему, тогда нужно будет параллельно с остальными документами подать и заявление о применении упрощенной системы налогообложения (это унифицированная форма № 26.2-1). Изучите внимательно варианты УСН, которых всего два (вы можете выбрать в качестве объекта налогообложения доходы целиком либо доходы, уменьшенные на величину расходов) и правильно заполните это заявление. УСН может применяться не ко всем видам экономической деятельности. Если такое заявление вы не приложите, то по умолчанию вам нужно будет платить налоги и составлять отчетность по общей системе налогообложения. Кстати, перейти с УСН на ОСН можно в любой момент. А обратный процесс чуть более сложный: нужно будет подать заявление по этой форме в налоговую 1.10-30.11 текущего года, и только с начала следующего календарного года можно будет применять УСН.
  • Для некоторых кодов деятельности ОКВЭД необходимо наличие справки об отсутствии судимости. Если это будет нужно в вашем случае, то при подаче документов в налоговый орган инспектор вам об этом скажет. Данную справку можно будет донести им позже.

Кстати, зарегистрироваться для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут не только граждане РФ, но и иностранные, а также лица без гражданства. В подобных случаях вместо общегражданского паспорта нужно предоставить в налоговую службу следующие документы:

  • переведенную на русский язык и заверенную в нотариальной конторе копию паспорта своей страны;
  • копию документа, подтверждающего право человека пребывать на территории РФ (миграционная карта, виза и т.д.);
  • справка о временной регистрации на территории России (также подойдет выписка из домовой книги).

Помните, что нужно не только предоставлять в налоговую службу копии документов, которые заверены нотариально. Желательно принести с собой на всякий случай и оригиналы этих документов. Возможно, они не потребуются, но лучше перестраховаться, чтобы не идти во второй раз.

Для того, чтобы зарегистрироваться в ИФНС РФ в качестве ИП, вам вовсе не обязательно наличие печати и расчетного счета в банке. Все это вы можете сделать позже. Нужно помнить, что, после того, как вы откроете в банке счет или сделаете печать, вам нужно будет в кратчайшие сроки уведомить об этом свою налоговую службу.

Какие документы выдают ИП в налоговой после успешной регистрации

После того, как вы соберете и правильно заполните нужные документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, оплатите государственную пошлину и подадите весь пакет документов в налоговую службу, после проверки ваших документов при ее успешном прохождении через 10-14 дней вам выдадут следующие документы:

  • Свидетельство ОГРНИП (о государственной регистрации ИП);
  • Свидетельство ИНН (о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика);
  • Выписка из ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), в которой будут указаны все основные сведения о вас в качестве налогоплательщика, коды, которые вам будут необходимы для заполнения налоговой отчетности.

После того, как вы получите на руки вышеперечисленные документы, вы будете иметь право начать свою предпринимательскую деятельность. В некоторых случаях, в зависимости от вида деятельности, вам будет необходимо открыть расчетный счет в банке (либо завести контрольно-кассовый аппарат) и изготовить печать. Кстати, печать для ИП не является обязательным условием для работы.

Как заказать печать для ИП

Так как для индивидуального предпринимателя не существуют обязательного требования наличия и регистрации в налоговом органе печати, то заказать изготовление печати, если она вам нужна, вы можете в любой организации, которая этим занимается. Перечень необходимых для этого документов вы можете запросить в этой фирме, но, как правило, это следующие:

  • копия вашего паспорта (основная страница с ФИО);
  • копия свидетельства ОГРНИП;
  • копия свидетельства ИНН.

Могут потребоваться и другие документы, поэтому уточните список в организации.

Как открыть банковский счет для ИП

Для того, чтобы индивидуальный предприниматель открыл в банке счет для ведения своей предпринимательской деятельности, ему нужно предоставить в банк следующие документы (оригиналы):

  • паспорт гражданина РФ;
  • анкета и заявление на открытие расчетного счета (их бланки можно взять в вашем отделении банка);
  • копия и оригинал свидетельства ОГРНИП;
  • копия и оригинал свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
  • письмо-уведомление из Росстата, в котором указаны присвоенные вам коды статистики;
  • свежая выписка из ЕГРИП или Лист записи ЕГРИП;
  • лицензии (если для деятельности, которой вы занимаетесь, нужна обязательная лицензия);
  • договор аренды нежилого помещения (если вы арендуете офис со своим юридическим адресом).

Это основной список, но банки могут затребовать и другие документы для того, чтобы ИП мог открыть счет. Поэтому уточняйте список обязательных для открытия банковского счета для ИП документов конкретно в вашем отделении банка.

Вопросы выбора налоговой системы для ИП

Индивидуальный предприниматель может выбрать для себя систему налогообложения, которая больше всего подходит для его нужд и объемов деятельности. Когда подаются документы для регистрации в налоговом органе, по умолчанию «выбирается» общая система налогообложения. То есть, для ее выбора каких-либо дополнительных документов заполнять не требуется. При общей системе налогообложения вам придется заполнять больший пакет ежегодной, ежеквартальной и ежемесячной налоговой отчетности и платить больше налогов как по видам, так и по суммам.

Если вы хотите работать по упрощенной форме налоговой системы, то вам будет нужно заполнить заявление о применении УСН. Продумайте и просчитайте, какой объект налогообложения вам будет выгоднее и удобнее: доходы (вы платите в качестве налога 6% со всех полученных от предпринимательской деятельности доходов) либо доходы минус расходы (платите 15% с этой разницы, расходы, которые участвуют в уменьшении налогооблагаемой базы, должны быть подтверждены документальным образом).

Кроме вышеперечисленных налоговых систем, ИП в России может использовать также патентную систему или единый налог на вмененный доход.

Читайте также: Какие документы потребуются, чтобы зарегистрировать ООО